03

25 лет «Стрижам» и «Русским Витязям». Как это было

В позапрошлые выходные мы ездили на юбилейное авиашоу, посвященное 25-летию авиационных групп высшего пилотажа «Стрижи» и «Русские Витязи» на аэродром в Кубинку.

Текст и фото Мария БАХИРЕВА

О том, как это было, я написала для газеты. Расскажу и вам. Все фото можно просмотреть в большом размере — кликайте на них.

«Русским Витязям» 25 лет со дня образования исполнилось 5 апреля, «Стрижи» чуть младше – их юбилей 6 мая. Обе группы базируются на аэродроме Кубинки. Отмечать юбилей решили совместно – грандиозным авиашоу.

Если исходить из того, что лучше всего запоминается начало и конец мероприятия, то самым главным впечатлением тех, кто приехал 21 мая в Кубинку, должны стать пробки. Они были чудовищные. Мы выехали заранее, рассчитывая к девяти утра быть на аэродроме, но на подъезде к нему попали в пробку, которая отняла полтора часа жизни. Наконец в десять часов мы всё-таки прорвались на стоянку, вытерли пот со лба, выдохнули и отправились смотреть то, ради чего приехали. Те, кто приехал позже, просто бросали свои машины вдоль дороги и шли пешком на КПП, чтобы успеть к началу полётов. Чтобы не выливать ложку дёгтя в конце, сразу скажу, что и на выезд образовалась такая же огромная пробка – мы выбирались с парковки не меньше часа. С чем связано то, что автомобильный поток вообще никак не регулировался, непонятно. Ощущение, что при подготовке праздника просто забыли, что в такой день будет огромное количество желающих попасть на лётное поле. Хорошо, что на этом отрицательные моменты и закончились. Полёты прошли во всех смыслах на высоте. Но обо всём по порядку.

Спасибо, погода!
Во-первых, не подвела погода. Было пасмурно, хмуро, ветрено. То и дело начинал накрапывать дождик, а облака угрожающе меняли цвет. Но ничто не смогло помешать полётам. Все волновались зря, и хотя многие до конца не были уверены, что программа состоится, на самом деле лётчикам дождь не помеха. Больше неудобств он доставляет зрителям. При нижнем крае облачности в 50-100 метров собравшиеся в любом случае увидели бы одиночные полёты, от 200 метров и выше – групповые, с косыми петлями и другими горизонтальными фигурами. Утром обещали 300 метров, но метеоусловия позволили лётчикам показать пилотаж в полном объёме.

Начало полётов в программе было запланировано на двенадцать дня. До этого можно было послушать выступления музыкантов – на сцене, которую организовало «Наше радио», в течение всего дня выступали Николай Анисимов, Ольга Кормухина, группы «Зверобой», «Чичерина», «СерьГа», «Смысловые галлюцинации». Открывал праздничную программу военный оркестр, но из-за пробок мы только успели увидеть, как музыканты покидали поле.

Для зрителей продавали сувениры с символикой пилотажных групп, на поле же можно было позавтракать или пообедать – чай и кофе, булочки, шашлыки. Но многие пришли уже подготовленными – с раскладными стульями, палатками, зонтиками, с целыми корзинами еды и с термосами. Аппетит на свежем воздухе разыгрывается нешуточный, а пикник с видом на самолёты – такое бывает не каждый день. Мы запаслись бутербродами, шоколадом и водой.

Это всё, если можно так сказать, «бытовая» часть шоу – как и на многих других фестивалях. И, кстати, фестивали – будь то музыкальные или военно-технические – похожи по своей сути. Разве что публика немного отличается. В Кубинке в этот день было много семей с детьми, даже с малышами, люди в возрасте, парочки, подростки… Нам встретилось даже семейство с любопытной таксой. В общем, по-настоящему семейное мероприятие.

До начала полётов можно было посмотреть выставку военной техники – истребители Су-30СМ, Су-35С, МиГ-29УБМ, Су-27, истребители-перехватчики МиГ-31, истребители-бомбардировщики Су-34, стратегический ракетоносец Ту-160, дальний бомбардировщик Ту-22М3, вертолеты Ми-28Н, Ми-26 и Ка-52. Мощные красивые машины, и так удивительно, что для каждой из них небо – родная стихия.

Мне бы в небо
Им посвящают песни, их мужеством восхищаются, перед их мастерством преклоняются. Все лётчики больны небом, иначе в авиацию не приходят. Когда взмывают истребители Су-27 пилотажной группы «Русские Витязи» (ведущий лётчик полковник Андрей Алексеев), а после – МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» (ведущий лётчик подполковник Сергей Осяйкин), зрители замирают.

Высший пилотаж – это удивительно красиво. От того, что происходит прямо над тобой, от лёгкости этих многотонных машин захватывает дух. И вот тут уже, конечно, забываешь про пробки и дождь, а смотришь, не отрываясь, в небо.

«Стрижи» летают на легких МиГ-29, «Русские Витязи» – на более тяжелых Су-27. Но в небе эти различия видны только знатокам. Вообще это боевые машины, и все элементы высшего пилотажа имеют практическое значение. «Бочка», «колокол», «петля Нестерова» – каждая фигура предназначена для ухода от противника и грамотной борьбы с ним.

Завершающий элемент шоу – знаменитый «Кубинский бриллиант». В воздухе чётко очерченный ромб – четверка МиГ-29 и пятёрка Су-27. Невероятно красиво и невероятно страшно, сердце прыгает с каждым разворотом самолётов в небе. Оказывается, расстояние между кончиками крыльев самолетов при групповом пилотаже составляет буквально пару метров!

В программе праздника была и высадка парашютистов – с различными флагами. А ещё поздравить лётчиков прилетели «Беркуты» – пилотажная группа, которая выступает на вертолётах Ми-28Н «Ночной охотник». Здесь зрителей ждал очередной сюрприз – впервые в истории российской авиации в совместном строю прошли истребитель Су-27 и четверка вертолетов Ми-28Н. Уникальность этого полета в том, что самолёт летел на своей минимальной скорости – 220 километров в час, а вертолеты – почти на максимальной. Одиночный пилотаж продемонстрировал и вертолет Ка-52 «Аллигатор». А на прощание из вертолёта высыпались плюшевые зайцы-парашютисты. Кто поймал – у того теперь свой сувенир с юбилея.

Женщина за штурвалом
Меня же, кроме всего прочего, поразили выступления пилотажной группы «Первый полёт» и женщины-лётчика Светланы Капаниной. Если «сушки» и «миги» в небе – это гордые большие птицы, то юркие жёлтые «яки» – как колибри. Они не такие громкие, как их старшие братья по небу, но высший пилотаж в их исполнении очень красив. Трогательный подарок от лётчиков зрителям – нарисованное в небе сердце, пронзённое стрелой.

А Светлана Капанина заслуживает отдельного рассказа. Семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу, летчик-инструктор 1-го класса, она так ловко управляется со штурвалом Су-26, что на любом шоу вызывает неизменное восхищение. Светлане 47 лет, 25 из них она в спортивной авиации. Наградой её выступлению были аплодисменты зрителей.

Самолёты взлетают и садятся так близко, что можно погладить крыло большой железной птицы, помахать лётчикам, подарить свою улыбку небу и в этот момент понять, что чувствуют люди, навсегда отдавшие своё сердце авиации. На этом празднике были те, кто прочно стоял на земле, и те, кто легко поднимался в небо, и, кажется, совсем не было случайных людей – тех, кто не понимал бы, зачем он сюда приехал.

В этом году «Стрижи» пересядут на современные самолеты МиГ-30, пилоты «Русских Витязей» уже переучиваются в Липецком авиацентре на новые сверхманевренные Су-30СМ, которые поступят в Кубинку на замену Су-27. Об этом на авиашоу заявил главнокомандующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Виктор Бондарев. Для влюблённых в небо это означает, что следующий юбилей будет ещё зрелищнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>