Транссибирская железнодорожная магистраль

01

В этом году поезд «Россия» празднует юбилей — 50 лет. Транссибирской железнодорожной магистрали (историческое название — Великий сибирский путь) — сто лет. То, что мы отправились в это путешествие именно в такой юбилейный год, совпадение, но очень интересное, конечно.

Текст и фото Мария БАХИРЕВА

Транссиб начали строить в 1891 году. 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока на церемонии закладки цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, собственноручно отвёз тачку земли на полотно дороги. Окончанием строительства пути считается 5 (18) октября 1916 года (от этого года и празднуется столетие). В этот день в Хабаровске через Амур был пущен в эксплуатацию самый длинный мост в России. Вообще званий «самой-самой» у этой железной дороги предостаточно — начать хотя бы с того, что это самая протяжённая железнодорожная магистраль в мире. Обо всём я прочитала после путешествия в интернете и хочу сегодня поделиться этими фактами.

На Ярославском вокзале стоит знак нулевого километра, во Владивостоке — знак 9288 км. География становится осязаемой, когда садишься в поезд. Уже на второй день нас ждал Екатеринбург, а это означало, что мы покидаем Европу и въезжаем в Азию. Хотя, кажется, Екатеринбург так далеко — дня три-четыре пути.

На Европу приходится 1777 км Транссиба, на Азию — 7512 км. Железная дорога проходит по территориям 11 областей, 5 краёв, 2 республик, одной автономной области и одного округа в составе области: Московской, Владимирской, Нижегородской, Кировской областей, Удмуртской республики, Пермского края, Свердловской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края, Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского округа в составе Иркутской области, Бурятской республики, Забайкальского края, Амурской областей, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Какая же большая у нас страна!

На Транссибе расположено 87 городов: 7 с населением свыше 1 миллиона человек (Москва, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск), 8 с населением от 300 тысяч до 1 миллиона (Владимир, Киров, Тюмень, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток) и 72 города с населением менее 300 тысяч. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации, а начальный пункт, Москва — столица России.

На своём пути Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури. Из них Амур — наиболее широкая, поскольку магистраль пересекает его в среднем течении, у Хабаровска. Такие крупные реки, как Обь и Енисей — пересекаются железной дорогой ближе к их верхнему течению, поэтому их ширина в месте пересечения с Транссибом — около 1 км. Наиболее опасная река на пути — Хор, на юге Хабаровского края: в период паводка она может подняться на 9 метров. Рекой, причинившей наибольший ущерб Транссибирской магистрали за всю её историю, следует признать забайкальскую реку Хилок — в период наводнения 1897 года она размыла и разрушила большую часть западного участка Забайкальской дороги.

На протяжении 207 км Транссибирская магистраль проходит вдоль озера Байкал. Мы его, правда, не увидели — проезжали ночью. Теперь очень хочется вернуться посмотреть.

На Транссибирской магистрали расположен единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора. Это станция Слюдянка-1, которая находится недалеко от берега Байкала. Возведение помпезного вокзала стало финальным аккордом эпопеи со строительством Кругобайкальской железной дороги (до её строительства поезда через Байкал переправляли на пароме). Кстати, в России нет больше здания, кроме этого вокзала, которое полностью было бы построено из нешлифованного байкальского мрамора. Добывают его в Слюдянке в открытом месторождении «Перевал». При строительстве же Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки — прорывались через скалы. Впоследствии дорогу прозвали «Золотой пряжкой стального пояса России». Эта дорога стала сложнейшим проектом для того времени. Строительство заняло почти 10 лет — с 1896 по 1905 год. Вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал железобетон. Всего на Кругобайкальской железной дороге было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяжённостью 9 км. В сооружении тоннелей участвовали 600 итальянских мастеров.

Самым большим вокзалом на Транссибе является Новосибирск-Главный. Он был построен в 1940 году.

Полюс холода Великого сибирского пути находится на участке Могоча-Сковородино (Забайкальский край и Амурская область соответственно). Хоть это и не самые северные точки на карте Транссиба, зимой здесь временами доходит до минус 60 градусов. Кроме того, на этом участке расположена сплошная зона вечной мерзлоты. «Бог создал Сочи, а чёрт Сковородино и Могочу. И впридачу Магдагачи», — так говорят про эти места.

Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913-1916 годах. «Амурский красавец», как называли его местные жители, стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. Пальму первенства тогда взял мост через Миссисипи. Проект «Амурского красавца» в 1908 году получил золотую медаль на Парижской выставке. Такая же есть у Эйфелевой башни. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещённый автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.

Общая длина только самых больших мостов Транссиба (мост через Амур, Зейский мост, Камский мост, Енисейский мост, Обский мост, Иртышский мост) составляет 7 километров 177 метров.

Самая западная станция на Транссибе — Москва-3, самая восточная станция — Хабаровск-2, самая южная станция — Владивосток, самая северная станция — Киров.

Сейчас поезд до Владивостока добирается за шесть суток, в 1903 году — за 16. За 34 года строительства было потрачено полтора миллиарда золотом, а темпы строительства поражают, в среднем строили 740 километров пути в год — это много даже для современности. А ведь колею прокладывали через реки, неосвоенные места, перевалы и участки с вечной мерзлотой и тяжёлым профилем.

В общем, Транссиб покорил нас, а мы покорили его. Я и так люблю железные дороги, а после такого путешествия стала любить их ещё больше.

5 comments

  • Очень интересно! Спасибо! В отличие от вас предпочитаю самолёты в качестве транспортного средства, а поезда и железная дорога меня утомляют. Но вы молодцы!!!

    • Маша Бахирева

      Спасибо за комментарий. А вы давно ездили на поезде? Спрашиваю ради интереса, сейчас действительно большинство людей предпочитают путешествовать на самолёте — так быстрее.

      • На поезде ездила давно, когда и не вспомню. Жизнь такая быстрая, стараешься экономить время, чтобы всё успеть. :)

  • Алексей

    Романтики железных дорог не заменят никакие самолёты, паромы и, тем более, автомобили. Искренне завидую Вам, Мария. Наверное, когда-нибудь тоже проеду Транссиб полностью. Цель на ближайшие пару лет — доехать до Иркутска или Слюдянки. Короче, добраться до Байкала по ж/д:)

    • Маша Бахирева

      Мы тоже теперь очень хотим посмотреть и Байкал. Будем готовить целенаправленное путешествие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*