«Научите нас смотреть картины. Мы не умеем»

KOG_002059_00002_2_t218_214340

Часто ли вы пишете в музеях отзывы? Я — не очень. Но иногда могу написать, когда что-то особенно заденет, затронет, понравится. Последний отзыв, помню, писала в декабре в музее техники Задорожного.

А тут нашла прошлогодний номер журнала «Коммерсант Weekend», почитываю его и не могу не поделиться прекрасной статьёй оттуда — выдержки из книги отзывов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с начала ХХ века и почти до наших дней.

1928 ГОД (моё любимое)
Считаю, что отопление и вентиляция сделаны неправильно. От них у зевсов носы отваливаются. Покровский, МХТН, 3 курс

1929 ГОД
Да друзья! Было время! Жили люди хорошо! Уже судя по одним картинам можно сказать это. Пили, ели и даже срисовывали это. А теперь друзья скучно жить на этом свете.

Какие мы уроды. И физически и нравственно.

1930 ГОД
Взойдя в музей сразу бросается в глаза, до чего точно и симметрично расставлены все экспонаты, которые характеризуют другую эпоху. В особенности хорошо отпечатана эпоха физ. культуры в Древней Греции.
Экскурсант от Петровского завода Калужского округа

Когда-то религиозный дурман в народе распространялся силой и искусством, но сейчас он не нужен, поэтому надо бы убрать всех Христов.

1931 ГОД
Научите нас смотреть картины.
Мы не умеем.

Музей большой. Несколько портят развалины впечатление от классической красоты. Какая же может быть красота, когда у фигуры отсутствует ряд членов, обезображено лицо и т. д. А.Т.

Существование музея не нужно. Пользы от него соц. строительству как от козла молока.
Н. Сибирский

1934 ГОД
Наше студенчество-молодежь сумеет организовать искусство Греции, Египта и Рима на службу соцстроительства, ибо мы можем то искусство, которое служило для жрецов, князей, «богов» и аристократии, поставить на службу великого коммунистического общества.
3 группа техникума им. Карла Маркса

1935 ГОД
Впечатление от выставки [молодых художников] отвратительное. Не чувствуется борьбы за реализм. С такими кадрами искусство пойдет назад! Нет жанра. Много увлекаются стариками и старушками, в то время как жизнь требует жизнерадостных людей с настроением воли и героизма.

1937 ГОД
Музей открыт для бездельников, болтающихся по городу без дела. Кто работает — тому в музей не попасть, т. к. кончает работу завод и кончает работу музей. Надо не вычеркивать рабочий класс из суммы посещающих музей.

1954 ГОД (моё любимое после зевсов)
В этом музее непонятно
1. Почему именно он имени Пушкина.
2. Почему, если он имени Пушкина, в нем нет ни портрета, ни скульптуры Пушкина.
3. Для кого берегут гл. лестницу.

1957 ГОД
Выставка Кента кажется очень неинтересной. Совершенно непонятно, зачем нам показывают такие мрачные, оторванные от нашей действительности картины. Какая-то Гренландия, какие-то скалы. Нам это неинтересно. Л. Карасев

1960 ГОД
О Кончаловском. Художник может заниматься всем, чем угодно, делать какие угодно эксперименты — до этого никому нет дела. Но если художник выставляет свои упражнения на суд народа, то уместно спросить: как он относится к этому народу, к его судьбам, к его Родине? Как относится Кончаловский? 1941 год (Началась война. Вся страна потрясена, напрягла все силы). Что делает Кончаловский: «Натюрморт с персиками». 1942 год. Полстраны захвачено, многие дрогнули, враг казался неодолимым. У многих было сомнение в нашей силе. Но у всех было упорство. Что делал Кончаловский? «Натюрморт с персиками, ананасами и пр.»
А. Сухинин, Завод малолитражных автомобилей

1961 ГОД
Не знаю, подходит ли посещать музей в брюках девушкам. Хотелось бы, чтобы об этом подумала дирекция.

1962 ГОД
Беспомощная мазня Матисса безусловно неприемлема для большинства посетителей музея, между тем ей отведена половина большого зала. Ваш экскурсовод заметил, что произведения А. Матисса нравятся детям яркостью красок. Действительно, они написаны на уровне рисунков школьника 6-го класса. Безусловно, большинство искусствоведов со мной не согласятся и назовут профаном. Я же посоветую им еще раз прочесть гениальную сказку Андерсена «Новый наряд короля».

1963 ГОД
Ничего не могу сказать о выставке («Шедевры Эрмитажа»), так как не могла на нее попасть, не пропустили в суконном платье-пальто, в котором ходят на концерты и в театр.

В порядочной пивной стульев достаточно, а в столичном музее нет. Андреев Иван Тихонович

1964 ГОД
Совершенно не изящными являются обломки муляжей античных статуй. Надо их реставрировать! Безголовые статуи производят отталкивающее впечатление. Если я не прав, то прошу сообщить, почему.

1965 ГОД
Безобразие! Смотреть экспозицию невозможно! Сплошной треск подков от женских каблуков. Солдаты с подобными подковами топали сдержанно, со скромностью; чего невозможно добиться у современных женщин в туфлях с подковами. Заявляю, что подобный топот (да, на вашем полу треск как в кузнице или в штамповочном цеху), подобный топот-треск показывает вульгарное отношение к сокровищам мировой культуры. Предлагаю обязывать одевать или тапочки или специальные накаблучники, которые необходимо изготовить как в лучших музеях мира.

1970 ГОД
Скульптура «Давид» — грязна, особенно в верхней части. Не пора ли ее… помыть, привести в надлежащий вид?!!
К. Коган, инженер. Москва

1977 ГОД
Обедая в буфете, мы взяли бутерброды с сыром, хлеб у которых оказался с плесенью. Возвратив их буфетчице, Трифоновой Марии Дмитриевне, и сделав замечание, получили ответ: «Ничего с вами не случится, толще будете!» Грубость перенести можно, но есть хлеб с плесенью нельзя! Обратите, пожалуйста, на это внимание.
Студенты Тимирязевской с/х академии

1980 ГОД
Пожелание: в зале Египта в витрине XXIII выставлен глаз, совершенно изумительной работы такой реалистичности, что можно заметить: лежит он вверх ногами, пожалуйста, положите верхним веком вверх.
Новоселова, город Ижевск

1985 ГОД
Сегодня в залах музея было чрезвычайно много школьников (примерно 6-х классов). Я специально выяснила, это не ученики художественных школ, не дети, которые интересуются живописью или культурой, а кто попало, все подряд. Да это же бескультурие! Они бегали по залам, стучали кулаками по стенам, шумели, мешали взрослым. Я считаю, что администрация музея должна принять меры к тому, чтобы навести должный порядок

1995 ГОД
Довольно грабить нас, наших детей и внуков! Ничего не отдавать. Петров

Полная версия статьи

Фото: «Чистка экспонатов». Евгений Умнов, 1954 год / Фотоархив журнала «Огонек»

6 comments

  • МамаМаши

    А моё любимое это «1929 ГОД Да друзья! Было время! Жили люди хорошо! Уже судя по одним картинам можно сказать это. Пили, ели и даже срисовывали это. А теперь друзья скучно жить на этом свете.
    Какие мы уроды. И физически и нравственно.» Многие отзывы актуальны и для нашего времени! А главное — НАУЧИТЕ НАС СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ!!!

    • Маша Бахирева

      Про уродов это отдельный отзыв. А смотреть картины, видимо, нигде не учат.

  • Алексей

    Я бы отметил отзыв 1961 года: «Не знаю, подходит ли посещать музей в брюках девушкам. Хотелось бы, чтобы об этом подумала дирекция.» Пожалуй, вопрос актуален и в наши дни. Допустимо ли пускать девушек в брюках в искусствоведческие музеи, где все подчинено эстетическому восприятию?

    • Маша Бахирева

      В Сергиевом Посаде была попытка запретить ходить женщинам в брюках на работу, потому что это столица православия. Мракобесие и прямое нарушение прав человека.

  • Здорово) Недавно были там, поэтому абсолютно согласна вот с этим)))

    В этом музее непонятно
    1. Почему именно он имени Пушкина.
    2. Почему, если он имени Пушкина, в нем нет ни портрета, ни скульптуры Пушкина.
    3. Для кого берегут гл. лестницу.

    • Маша Бахирева

      А по главной лестнице же сейчас можно ходить? С Пушкиным всё понятно — потому что он наше всё!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*