SONY DSC

Беломорско-Балтийский канал

Мне непонятно, откуда берется желание написать про ту или иную поездку. Сейчас хочется вспоминать Карелию. Прежде чем мы дружно отправимся на Соловки, немного информации про Сосновец и Беломорканал.

Недавно мне сказали, что сейчас писать про путешествия надо с «фишками», чтобы завлечь читателя. Обычные рассказы никому не интересны. Но я пишу в первую очередь для себя — чтобы запомнить то, что еще не забылось, так что сегодня мне интересен Беломоро-Балтийский канал, и вам придется потерпеть.

SONY DSC

Информацию я собирала из интернета, по разным сайтам — что смогла найти, не ходя в архивы.

Сосновец, где живут наши родственники, сейчас насчитывает около полутора тысяч человек населения. В 1926 году жителей было всего 12, все по национальности карелы. В период строительства Беломорско-Балтийского канала в 1931-1933 годах в посёлке располагался один из лагерей ГУЛАГа. Для строительства канала был создан отдельный лагерь на базе Соловецкого — Белбалтлаг.

Беломорканал стал одной из первых великих строек Страны Советов и первой великой стройкой, где использовался труд заключенных. Идея постройки канала родилась ещё у Петра I. До начала ХХ века было много проектов, но напоминанием обо всех этих мероприятиях, по словам Михаила Пришвина, побывавшего в этих краях в 1906 году и написавшего о поездке книгу «В краю непуганых птиц», остались лишь два камня около деревни Масельга с надписью «Онежско-Беломорский канал».

SONY DSC

По указанию Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за 20 месяцев – с сентября 1931-го по апрель 1933 года (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км – 10 лет). На сооружение Беломорканала не было выделено валюты, ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на «великую стройку».

Максимальное число заключённых по документам приходится на декабрь 1932 года — 107 900 человек, из них 92 000 заключённых было занято на строительстве канала, 15 900 — на лесозаготовках. Как строили без современной техники, без денег, одними голыми руками, топорами и лопатами? Я не могу представить и слышу голоса тысяч людей, которые навсегда остались в этих местах.

Уже в июле 1933 года Сталин, Ворошилов и Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. А в августе на Беломорканал отправляется десант из 120 писателей и журналистов для ознакомления с чудом социалистической экономики. Они беседуют с заключенными, которые хвалят партию и вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке. В результате этой поездки 36 писателей (среди них Горький, Катаев, Инбер, Зощенко и другие) выпускают книгу об истории строительства Беломорканала и героическом труде создателей и посвящают ее XVII съезду ВКП(б).

SONY DSC

Кто сейчас живет в поселках вдоль канала — потомки заключенных? Вряд ли. Строители Беломорканала в большинстве своем или были расстреляны, или переведены на работы по созданию другого канала — Волго-Балтийского водного пути. На строительство Беломорканала, кстати, с Соловков был переведен мой любимый Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Теперь про слова. Беломорские лагерники породили множество слов и выражений, которые мы используем и поныне. Самое знаменитое из них – «зэк». Появление его связано как раз с Беломорканалом. Окончание «а» («зэка») появилось тут же после того, как лагерников стали величать «каналоармейцами».

В 1932 году стройку посетил Микоян. Именно к нему якобы обратился начальник ГУЛАГа Лазарь Коган и поделился лингвистическими сомнениями:
– Товарищ Микоян, как их называть? «Товарищ» – еще не время. Заключенный – обидно. Лагерник – бесцветно. Вот я и придумал слово – «каналоармеец». Как вы думаете?
– Что ж, это правильно, – ответил Микоян.

Правда, несмотря на изобретательность, обидное слово «заключенный» из официальных документов не исчезло. Так и стали величать лагерников –
«заключенный каналоармеец». Сокращенно «зэ-ка».

После окончания строительства канала в язык ГУЛАГа вошло еще одно слово – «аммонал». Оно обозначало хлеб, который выдавался зэкам в виде пайки. Вообще аммонал – это взрывчатая смесь. А арестантское племя назвало пайку «аммоналом», потому что хлеб, которым кормили каналоармейцев, по виду и впрямь напоминал аммонал, был отвратительным на вкус и по цвету. Употребление такой пищи приводило к страшным расстройствам желудка и жуткому поносу (желудок «взрывался», что сопровождалось соответствующими звуками). Аммонал вошел в знаменитую поговорку, рожденную на великой стройке: «Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала».

SONY DSC

Кстати, о туфте. Зеки расшифровывали это слово так: «Техника Учета Фиктивного Труда», или обман, подмена чего-то настоящего подделкой. Канал длиной 227 километров, в систему которого вошли сложные гидротехнические сооружения, менее чем за два года в нормальном виде вырыть было невозможно. А рапортовать было надо. И тогда ответственные за строительство «зарядили туфту»: велели рыть канал значительно мельче, чем было предусмотрено проектом.

За время войны часть канала была разрушена, западный его берег был захвачен финнами. После войны канал восстановили и снова ввели в строй в июле 1946 года. К 1959 году канал был электрифицирован. В 1970-х годах глубину судового хода довели до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

Пик грузоперевозок по каналу пришёлся на 1985 год. Тогда по Беломорско-Балтийскому водному пути было перевезено 7 млн 300 тыс. тонн грузов. В 90-е годы интенсивность судоходства упала — в 2001 году, например, было перевезено всего 283,4 тыс. тонн грузов. Ему сложно конкурировать даже с той же железной дорогой: много шлюзов, судовладельцам приходится платить за проход каждого немалые деньги, скорость доставки маленькая, длинная несудоходная зима.

Беломорск, где начинается открытое море, сейчас выглядит жалко: всё ржавое, разбитое, порт — одно название. А сам Беломорско-Балтийский канал летом очень красивый – зеленые берега, ели, бурливая река. Ничто и не напоминает о том, что устлан он костями.

Мария БАХИРЕВА

Беломорско-Балтийский канал: 2 комментария

  1. В Беломорске, насколько я знаю, начинаются многие туры по Соловкам. С учетом их высокой стоимости совершенно непонятно, почему инфраструктуру порта не привели в надлежащее состояние(((

    1. Да, Беломорск и Кемь — две точки, откуда ходят теплоходы на Соловки. Про стоимость туров не знаю, я сама добиралась, билет стоил, по-моему, 1000 рублей — тоже не три копейки. А от порта там одно название, и это очень грустно.

Добавить комментарий для Маша Бахирева Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>