05

Путешествие по Волге на яхте

Современному российскому туристу доступны, казалось бы, любые виды и способы отдыха (знай себе, организуй да оплати), но никто из моих знакомых не совершал ранее таких подвигов. Поход по Волге на арендованной яхте на июньские – это же вроде так просто. Калязин — Углич — Мышкин и обратно за 4 неполных дня, толика везения с погодой и права капитана хотя бы у одного из участников путешествия — вот и все, что вам понадобится для осуществления такой поездки. Ну и еще несколько «малосущественных» деталей (сейчас и далее все комментарии от капитана буду выделять курсивом).

Текст Екатерина АКСЁНОВА и Дмитрий ДЕВЯТКИН, фото авторов

Капитан:
Мы взяли в аренду хаусбот (речную моторную яхту) французского производства — Penichette 1400FB. На самом деле компаний, сдающих в аренду каютные моторные суда в ближайшем окружении Москвы на условиях bareboat (без шкипера), раз-два, и обчёлся. «Тысячачетырёхсотый» оказался самым крупным из найденных мной судов, предлагаемых во фрахт без шкипера.
Четыре полноценные каюты позволяют этому судну принять на борт 8 человек с комфортом, приближающимся к таковому в дешевом отеле. А если немного потесниться, можно уместить с ночевкой даже десять (!) человек: в рубке есть раскладной диван, а в одной из кают — детское место, на котором тем не менее может вытянуться взрослый человек среднего роста! Ну и, разумеется, на борту присутствуют все «сухопутные» удобства, присущие данному типу судов: три гальюна (туалета, хотя тот, кто хоть раз пользовался гальюном, знает, что это туалет весьма и весьма необычный), две душевых и вполне достойная кухня.
Аренда хаусбота на выходные (с 15:00 пятницы по 12:00 понедельника) по прайсу идет 94 500 рублей. Но за счет раннего (за 2 и более месяца) бронирования и предъявления свидетельства об окончании одной из рекомендуемых прокатчиком школ можно получить скидки: 10% и 5% соответственно. Таким образом, фрахт нам обошелся в 80 325 рублей на весь weekend, что соответствует 8000 рублей с человека.
Планируя бюджет мероприятия, также нужно закладывать бюджет на оплату дизельного топлива (достаточно хитрая система: на судне установлен счетчик моточасов, расход топлива принимается равным 10 литров/час, цена литра солярки у прокатчика — 45 рублей; можно, конечно, заправиться самому — выйдет дешевле, особенно если судно много работало на холостом ходу — но это связано с определенной потерей времени), ночных стоянок (стоять на якоре ночью достаточно рискованно — он имеет свойство «ползти», и утром вполне можно очутиться в лучшем случае на мели, а в худшем — в бетонных элементах набережной или посреди судового хода) — можно отталкиваться от диапазона 1000-2000 рублей/ночь, оплаты парковки автомобилей в яхт-клубе «Калязин» (200 руб./автомобиль/сутки) и заправку водой — цены колеблются: от бесплатно (при оплате ночной стоянки, как, например, в «Нефтино») до 1000 рублей. Альтернативой может быть воздержание от принятия душа в течении 3 дней (вариант, сами понимаете, «на любителя») или использование в качестве ванны Волги-матушки (что реализуемо при соответствующей погоде и температуре воды; кроме того, нельзя уверенно утверждать — станете ли вы после таких водных процедур чище).

Солнечным днем 9 июня (Международный день друзей, между прочим) наш коллектив из 10 человек отправился по Ярославскому шоссе в город Калязин. Ах нет, из 8 человек – двое из нас не смогли отпроситься с работы и были вынуждены ехать до Углича самостоятельно. Дело в том, что судну, которое было нами арендовано, категорически ВАЖНО было пройти процедуру шлюзования в Угличе до темноты – это был первый опыт нашего капитана. Поэтому в 3 часа пополудни судно «Потудань» отчалило от пристани яхт-клуба в Калязине, а двое отстающих поехали вечером того же дня до Углича, чтобы присоединиться к группе.

03

Капитан:
До февраля 2017 года маломерные суда могли проходить через шлюзы исключительно в светлое время суток. Сейчас порядок упростили и шлюзоваться можно круглосуточно. Но, дабы не искушать судьбу, я очень хотел пройти Угличский шлюз засветло — все-таки я шлюзовался впервые.

Как добраться до Углича из Москвы без пересадок?
От ст.м. Ботанический сад в 19:15 по пятницам стартует автобус компании «Нордэкспресс», заказывать билеты лучше заранее: к примеру, по состоянию на вторник 06.06.17 оставалось 4 свободных места в пятничном автобусе. Оплачиваете картой, на почту вам приходит квитанция, обменивать ни на что ее не нужно (если, конечно, едете не в командировку – в этом случае «твердую копию» квитанции и билет вам отдадут). Предвосхищая возможные вопросы: автобус приходит на остановку стремительно (оранжевый такой) и отъезжает практически через 5 минут, будьте бдительны! Способ этот не очень удобен, хотя и экономичен – билеты стоили 600 рублей на брата, плюс такси в самом Угличе – 100 рублей до нужного нам причала (Красноармейский бульвар). Пробка была страшная, потеряли мы часа 2 чистого времени. По зрелому размышлению, стоит ехать на электричке до Сергиева Посада и оттуда на такси.

В итоге отстающие прибыли на судно в глубокой ночи и сразу стали отмечать прибытие. Важная ремарка: слышимость на судне 100%, поэтому не испытывайте терпение ваших товарищей и не врубайте музыку в ночи – они будут вам премного благодарны.

Что же представляла собой наша чудесная «Потудань»?
Просторная верхняя и нижняя палубы, две 2-местные каюты, одна 3-местная и одна 2-местная с койками а-ля плацкарт (как раз для опоздавших). Плюс в кают-компании дополнительное место в виде раскладывающегося дивана, на нем вполне могут поместиться двое, у нас спал волк-одиночка, мужественно терпевший ночные хождения и прочий шум.

04

Прекрасно оборудованная всем необходимым кухня, вместительный холодильник (даже с морозильной камерой!), много больших общественных шкафов (в кухне), чтобы спрятать надувную лодку и палатки при необходимости), газовая плита, два туалета и два душа позволяют не ощущать дискомфорта при длительном путешествии. Белье нужно оплачивать отдельно, как и уборку перед сдачей судна обратно, стоимость и того, и другого – 450 рублей с человека. Мы решили сэкономить и взяли белье с собой, кроме того, помыли посуду, палубу, каюты и туалеты сами. По прибытию хозяин судна был крайне удивлен царившей там чистоте))

Произведена была яхта во Франции, поэтому в управлении (как мне показалось) все было по-европейски лаконично и понятно. Воду нам пришлось однократно докупать на одном из мест стоянки, за полные резервуары заплатили 500 рублей, осталось чуть меньше половины. Это притом что хотя бы по разу помылся каждый из 10 человек, утром и вечером все умывались, постоянно мыли посуду.

Основные сложности речной навигации (конкретно волжские особенности)

Капитан:
Ну, мне как человеку, ходившему только по Волге и паре московских водохранилищ (и то на катере), наверное, сложно говорить именно о «волжских особенностях». Скорее хотелось бы рассказать об особенностях судовождения хаусбота в целом и об основных моментах, которые следует продумывать на берегу.
Прежде всего, повторюсь, это планирование мест для ночлега. Якорь, на мой взгляд, это крайняя мера, на которую не стоит рассчитывать по причинам, обозначенным ранее. Идеальный вариант стоянки — яхт-клубы. Там есть удобные безопасные причалы, вся необходимая судовая инфраструктура, и все это за вполне вменяемые деньги. Но есть одно неприятное «но»: все они находятся далеко от основных туристически привлекательных мест — городов Углич и Мышкин. Яхта — это замечательно, но не стоит забывать, что она прежде всего транспортное средство. Вы идете на яхте — но вот место, куда вы на ней идете, находится, как правило, на берегу. Для примера: такси по маршруту яхт-клуб «Марина Волга Бот» — Мышкин и обратно стоит 1000 рублей/машина. Для перевозки всего экипажа хаусбота нужно 2-3 машины. А ведь этот клуб расположен сравнительно близко к Мышкину! Таким образом, вылазка на осмотр города из ближайшего яхт-клуба может выйти в приличную «копеечку». Поэтому нужно заранее планировать места для причаливания и ночевки, сопоставляя их с базовыми интересами на берегу. Так, в Угличе стоит присмотреться к причалу станции ГИМС (она находится в 15 минутах пешком от центра города и, если хорошо попросить, пускает причаливать даже на ночь), а в Мышкине можно аккуратно причалить прямо к бетонной набережной — она уходит в воду отвесно, а глубина там 1,2-1,5 метра. Наилучшим вариантом, конечно, является смешанная стоянка: днем стоите в центре городов в предварительно найденных вами местах, а на ночь уходите в яхт-клуб.
Второй важный момент — наличие надежного помощника. Причалить 14-метровую яхту значительно сложнее, чем катер. Посему крайне желательно иметь на борту умеренно пьющего товарища, который будет ассистировать вам как при причаливании, так и при прохождении шлюзов, постановке на якорь и т. п.
Ну, и, наконец, не стоит забывать — хорошая практика возможна только при хорошей теории. Не поленитесь полистать заново учебники по судовождению, освежить в памяти правила и знаки судоходной обстановки. Посмотрите видео по вязанию основных морских узлов (скорее всего, вам их пригодится немного, но основные — беседочный, рыбацкий штык — понадобятся обязательно), прохождение шлюзов. Повторите правила радиообмена — ведь они будут незаменимы в шлюзе!

Маршрут по Верхней Волге и туристическая привлекательность региона
Утром 10 июня у нас была запланирована прогулка по Угличу, и прежде всего экскурсия на Угличскую ГЭС. Обязательно посетите этот великолепный музей – равнодушных среди нас просто не осталось! Музей интерактивный и очень наглядный, кроме того, нас водил по нему крайне подкованный экскурсовод крайне милой наружности). С удовольствием девушка отвечала на все вопросы и, когда я попросила еще раз объяснить мне принцип действия агрегатов ГЭС, сделала это очень подробно, я все поняла, несмотря на абсолютную оторванность от мира гидроэнергетики. Очень интересен зал, посвященный узникам лагерей, силами которых создавались первые ГЭС в СССР, в том числе и Угличская. Замыкает экспозицию зал, в котором наглядно можно увидеть, как электроэнергия, добываемая при помощи ГЭС, приходит в наши дома. Детям лет 8-16 будет очень интересно, экскурсовод сама просит показать на карте тот или иной объект, призывает понажимать все кнопочки и задает каверзные вопросы)

Еще один чудесный, хоть и своеобразный музей, который очень нас удивил, – это Музей тюремного искусства. Если попросить тетечку-кассира, она с радостью расскажет о самых интересных экспонатах и проведет небольшую экскурсию.

Больше мы ни в какие музеи не зашли, хотя в Угличе их масса. Прогулялись до набережной и палаты угличских бояр, где был убит последний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, но внутрь не заходили ввиду того, что на вечер был запланирован пикник с шашлыками и нужно было поторапливаться.

02

Отчалив от Углича, мы стали искать место для пикника, что оказалось весьма нетривиальной задачей: в поисках причала мы прошли дальше Мышкина, и единственное место, где удалось встать на ночь, был яхт-клуб «Марина Волга Бот». Кстати, местечко просто волшебное – неплохое кафе на территории, деревянные домики, где могут заночевать те, кому надоело качаться на волнах, и, самое главное, беседка с мангалом. Поскольку причалили мы поздно и погода коварно намекала на возможные перемены к худшему, беседку забронировали на утро. Двух часов следующего дня нам с лихвой хватило, чтобы пожарить мясо, которое мы замариновали и привезли с собой из Москвы. Кстати, кухня легко позволила бы сделать маринад и в дороге, но мы не пожалели – меньше мороки.

После сытного бранча «Потудань» со своими пассажирами двинулась обратно в сторону Мышкина. Городская пристань там, прямо скажем, удобством не отличается, иными словами, паркуйся как хочешь. Причал был занят тремя большущими круизными лайнерами, и нам не оставалось ничего иного, как встать вдоль бетонной набережной. Очень неудобно, но когда у капитана есть дельный помощник, помогающий закинуть трос на берег и надежно его закрепить – такому экипажу сам черт не брат.

Вывалились на дышащий жаром асфальт города Мышкина и пошли знакомиться с местными туристическими заманухами. Музей мыши (который гордо датирован 1990-м годом, то есть старый, а не новый) что-то совсем не впечатлил, зато ОЧЕНЬ понравился краеведческий музей «Столица лоцманов» — там собраны самые разнообразные экспонаты, связанные с историей города Мышкина, от финно-угорских племен до революции 1917 года. Очень милый уютный музей, рекомендуем! Опять же больше ни в какие музеи мы не ходили, поскольку жара стояла неприятнейшая, и в планах было вернуться на судно, выбрать удобное с точки зрения судового хода местечко на Волге и искупаться.

Идея с купанием оказалась так себе, несмотря на жару – вода, по словам ныряльщиков, была просто ледяная. Пришлось ребятам отогреваться, активно налегая на горячительные напитки) После нас снова ожидало шлюзование.

Капитан:
Собственно шлюзование — процесс не сложный и, я бы даже сказал, занимательный. Если вы не разу сами не шлюзовались — мандраж, скорее всего, будет сильнейший. У меня по крайней мере был такой, что даже пару раз закрадывалась крамольная мысль «убить» его, приняв граммов 200 горячительного. Зато, пройдя свой первый в жизни шлюз, наконец появилось осознание себя как настоящего судоводителя! И второй шлюз уже ждёшь сам!
Сама же процедура многократно описана на соответствующих форумах и выложена в Ютубе. Посему освещу её кратко. На подходе к подводному каналу (длинная обособленная часть реки, непосредственно примыкающая к шлюзу) переключаете рацию на 3 канал (на этом канале общается шлюз) и сообщаете диспетчеру, кто вы, где вы и чего хотите:
- Шлюз Углич, вызывает моторная яхта «Потудань».
- «Потудань», слушаю.
- Мы находимся со стороны Калязина, хотим пройти шлюзование.
- Назовите ваш номер договора.
- ХХХХХ.
Номер договора на навигационное обслуживание на нашем хаусботе, в частности, был написан ручкой прямо на приборной панели. В любом случае прокатчик должен вам его сообщить, иначе прохождение шлюзов будет невозможно.
Далее диспетчер предложит (в одностороннем порядке, отказаться, как сами понимаете, вы не сможете) подождать попутного судна, с которым вас и прошлюзуют. Дело в том, что маломерные суда не шлюзуют отдельно — только за компанию с обычными судами. Так что придется подождать. Ждать можно и 5 минут, и 5 часов. Как правило, в летний период через Угличский шлюз шастает много пассажирских теплоходов и прохождение шлюзов редко занимает более двух часов.
Ожидать приглашения на вход в шлюз вы должны, не заходя в подводной канал — то есть до первого светофора в его начале. Только в случае сильного ветра вы по согласованию с диспетчером можете зайти в подводной канал и пришвартоваться к причальной стенке. Самый простой способ ожидания — наматывание кругов на самом малом ходу вне судового хода. Есть любители встать на якорь — решать вам исходя из конкретной ситуации.
Когда в шлюз зайдет попутное судно, и оно будет ошвартовано к рымам шлюза, ваша рация снова «оживет» (если, конечно, в шлюз вошла не трехсотметровая баржа, которая заняла все его внутреннее пространство и будет шлюзоваться одна) и сообщит вам сторону и номер рыма (этакого поплавка на рельсах с причальным крюком на конце). Далее нужно пройти подводной канал, войти в камеру шлюза на самом малом ходу, на котором сохраняется управляемость, накинуть на рым предварительно заготовленный конец с петлей (тут-то и пригодится умение вязать беседочный узел!) и, заведя швартов за бортовой кнехт, удерживать судно около рыма. При этом «капитально» пришвартовывать хаусбот не следует — при необходимости (если рым заклинит) должна сохраняться возможность быстро отдать швартовый конец. Все процедуры по ошвартовыванию лодки к рыму должен проделывать помощник — судоводитель всю процедуру шлюзования проводит у консоли управления двигателем. Когда судно закреплено у рыма, необходимо сообщить об этом диспетчеру («Моторная яхта «Потудань» к шлюзованию готова» или вроде того), который, в свою очередь, начнет шлюзование.
Не спешите отдавать швартов от рыма после того, как диспетчер сообщит о завершении шлюзования — выход из шлюза, как правило, происходит в том же порядке, что и вход: первыми, скорее всего, должны будут выйти обычные (не маломерные) суда!

01

Дальше мы уже весь вечер просто плыли в обратном направлении, заночевав в береговом поселке Нефтино. Помимо того, что там есть все условия для комфортной швартовки, не могу не отметить отдельно кафе на набережной и местные самолепные пельмени. Несмотря на стоимость 400 рублей за порцию, они прекрасны! Персонал крайне дружелюбен и, кажется, привычен к нетрезвым гостям с реки))

Утром выдвинулись в сторону Калязинского яхт-клуба, где мы оставили на постой 3 машины, стоимость – 250 рублей в сутки.

06

Резюмируя вышесказанное, хочется добавить, что туристический потенциал у верхневолжского региона просто колоссальный, и я могу смело заявить, что в жаркое/теплое лето отдых на Волге ничем не уступит морскому отдыху. Места вдоль реки очень красивые, и, пожалуй, самые красивые восходы-закаты в своей жизни я наблюдала именно здесь в белые ночи. Да, закату на Золотом Роге в Стамбуле пришлось подвинуться!

Путешествие по Волге на яхте: 2 комментария

  1. Мария, очень любопытно, а что это за приспособление на палубе в виде 4-х полуколец? Очень похоже на велопарковку)

  2. Это и есть велопарковка. Прокатчик готов был предоставить и велосипеды, причём, если мне память не изменяет, бесплатно. Но, так как нас было на борту 10 человек, а велосипедов можно разместить не более четырёх — мы посчитали брать их не целесообразным: все всё равно не уедем никуда, а они просто место бы занимали…

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>