По Оке на катамаранах. Июль 2018

Я себе дала слово написать о сплаве по Оке до Нового года. Слово держу — пишу.

Текст и фото Мария БАХИРЕВА

Это был наш третий водный поход, второй — на катамаранах и первый — в необычном формате. Кроме сплава, были путешествие на поезде, ночевка в хостеле, экскурсия по городу, парк аттракционов, междугородний автобус и экспресс. Как всегда, наш капитан, организатор и вдохновитель — Миша Рычагов.

Вариантов участия в походе было несколько: полный — от поезда в пятницу вечером до электрички в воскресенье вечером, средний — до Мурома своим ходом, а дальше присоединяться и короткий — только на сплав. Мы решили испытать всё по полной программе. В пятницу вечером грузимся на поезд до станции Берещино — до этого я о ней никогда не слышала. Отправление в восемь вечера, нам выходить в половину второго ночи в Муроме. В поезде встречаем уже знакомых по прежним походам ребят и новичков. Начинается обычная суета — все знакомятся, болтают, застилают полки, пьют чай. Ощущение приключения и путешествия уже с нами! Ночью продрали глаза, похватали рюкзаки, выпали из поезда, загрузились по такси и покатили в хостел в муромской промзоне. В нем все было по-спартански, но горячая вода и душ есть, белье чистое — что ещё надо для ночёвки.

Сборы в поезде

Завтраком нас наутро кормила Марина, которая в этот раз в поход не ходила, но едой обеспечила. Да, Муром — родной город и Миши, и Марины (хотя познакомились они уже живя и работая в Москве), так что путешествие было особенным во всех смыслах. Марина наварила нам котёл каши, сварила яйца, мы нарезали бутербродов. Завтрак как в пионерлагере!

В этот день по плану была пешеходная экскурсия по городу. Три с лишним часа нас водил экскурсовод Сергей. Мы чинно ходили вокруг памятников, заходили в церкви, задавали вопросы. А потом увидели парк аттракционов и бросились кто куда — на цепочку, колесо обозрения и к автоматам с газировкой.

В Муроме большая набережная и широкий песчаный пляж, тоже как будто из детства. На берегу стоит Илья Муромец и потрясает мечом.

После экскурсии мы пообедали в ресторане «Чайка» прямо на набережной с видом на Оку. Был большой вкусный обед: салат, первое, второе и сладкая булочка с чаем или морсом. Опять напоминает летний лагерь. Ощущение, что взрослые воспитатели вывезли нас, детишек, на познавательную прогулку. Ну а потом мы загрузились в газель и потряслись к месту старта.

Долго собирали катамараны, один после Карелии оказался с пробоиной и подспускал воздух. Ребята долго его латали. Потом так же долго грузились, выходили из заводи на большую воду… А там оказалось, что ветер дует против течения — прямо в морду, и оставшиеся несколько часов до сумерек мы боролись со стихией. Порой казалось, что мы вообще не движемся. А я-то ждала от Оки стремительного сплава, даже боялась немного! По факту приходилось очень много грести и очень мало при этом проходить. И это на катамаране, где из девочек была только я, а остальные трое — крепкие сильные парни. В общем, к вечеру в заявленные километры мы не уложились, пришлось останавливаться раньше и разбивать лагерь. У двойки «Наташа+Наташа» как раз спускал катамаран, и они шли в конце. Ещё один катамаран состоял из двух девушек, ребенка и сильного гребца Алексея — они тоже шли не очень быстро. Только резвая четвёрка Алексея, Юры и двух Татьян гребла бодро и весело.

Зато место для стоянки нам попалось великолепное. Со столом, лавками, навесом. Даже некоторые запасы на полочке были — чай, сахар, соль. Мы быстро поставили палатки, стали готовить ужин — макароны с тушенкой, огурцы, помидоры, чай и всякие сладости. Это был такой разгар теплого лета, что прогрелось всё. Мы пошли с Сашей купаться в теплой-теплой Оке. Под ногами хрустели колонии мидий — неопреновые носки, купленные накануне похода, очень нам помогли. Спать в палатке тоже было тепло и комфортно. Если в мае на Нерли я куталась в свитера и шерстяные носки, то здесь спать можно было в одних трусах (а можно и без них). Единственный минус — злодейские комары, но это мы как-то пережили. Ночью я слышала сквозь сон голоса за палаткой — приехали рыбаки, увидели туристов, плюнули и уехали.

Утро прошло по привычной схеме: подъем, завтрак (овсяная каша на сгущенном молоке с изюмом и соленым арахисом), кофе, сборы, загрузка, латание дыр, фотки на память — и погребли. Была надежда, что за ночь сменится ветер, но нет — он снова был против нас, мы опять боролись со стихией. К послеобеду погода начала портиться — небо стало затягивать, ветер не прекращался, иногда начинал накрапывать дождик, и мы поняли, что не успеем к заявленному времени на точку, где нас будет ждать газель. Плюс у Наташ окончательно спустило катамаран, девчонки пересели к нам. У нас стало на две пары рук больше, но и груза прибавилось. Капитан Миша принял решение идти к берегу и потом вызванивать газель туда. Мы начали пересекать Оку по диагонали и попали в настоящий маленький шторм! Дул встречный ветер, волны стали больше и заливали нас, катамаран ощутимо раскачивало, мы дружно махали веслами и пытались держать курс. Да, оказалось, что на середине реки волны вполне впечатляющие. Я, кстати, думала, что нам часто будут попадаться какие-нибудь суда — баржи, катера, теплоходики. Но за всё время мы видели только одну лодку, по-моему. В итоге до берега мы всё-таки добрались, все вылезли, мы ещё раз сбегали с Сашей искупаться и начали сборы, параллельно поедая остатки припасов — рыбные консервы и хлеб. Миша ушел встречать газель и пропал. Осложнялось всё тем, что у нас были куплены билеты на автобус из Мурома до Владимира, а из Владимира — на железнодорожный экспресс до Москвы. И надо было успевать. О том, каких нервов нам стоила эта гонка, сейчас уже почти не помнится, но в автобус мы вскочили за пару минут до отправления. Зато на вокзале Владимира было достаточно времени для прогулки за пивом и шаурмой.

В экспрессе уже ехали расслабленные — читали книжки, потом спали. Дома были часов в 12 ночи или позже — уставшие, грязные, но счастливые, потому что другими из похода вернуться нельзя. За этими впечатлениями мы и ходим каждый раз. А ещё — за встречей со старыми и новыми друзьями. Ощущение команды, когда на два дня 14 человек становятся едины, это здорово. До сих пор удивляюсь, что в свой первый поход я пошла в 30 лет и в то же время радуюсь — могла же вообще никогда не пойти. Спасибо, Миша!