Фабрика ёлочных игрушек в Клину

Клин

Когда вы достаёте с антресолей и из шкафов большие коробки, в которых лежат обёрнутые шуршащей бумагой и ватой старые ёлочные игрушки, вы какие чувства испытываете? У меня сразу появляется настоящее новогоднее настроение. Даже если до этого я прошелся по морозу на улице и сильно-сильно замёрз.

Текст: Александр Платонов, фото автора

Разворачиваешь каждую игрушку и тут же вспоминаешь своё детство, когда на ёлке висели гирлянды с большущими лампочками, а под ёлкой 1 января обязательно чудесным образом появлялись красивые подарки. Сейчас, когда я прихожу в магазины под Новый год и вижу там полки, заставленные яркими ёлочными игрушками, мои душа и сердце никак не ёкают. Я даже знаю, почему. Потому что китайские ширпотребные пластмассовые шарики не вызывают у меня никаких эмоций. Какие уж тут новогодние чувства, если перед тобой безликие штампованные шары с лубочными картинками?


«Живое» стекло

Откровенно говоря, я был уверен, что производство ёлочных игрушек в России умерло в тот момент, когда начались демократические преобразования. Ну, посудите сами. Стеклянные игрушки делают вручную от момента выдува и до момента упаковки. Это ювелирная работа. А пластик? Заложил кусок пластмассы в штамповочную машину — и вперёд! Навстречу сверхприбылям. Поэтому когда я узнал о существующем и работающем музее «Клинское подворье», незамедлительно принял решение — ехать и смотреть.

 

В Клину с незапамятных времён работает фабрика «Ёлочка» по производству новогодних игрушек и украшений (одна из двух в Московской области). Скорее всего, большая часть ваших старых игрушек сделана именно там. Стеклодувы обосновались в окрестностях города еще до революции, а первая промышленная артель по производству украшений из стекла здесь заработала в середине 20-х годов прошлого века.

 

Лихолетье 90-х фабрика выдержала, а в начале XXI века обрела мощных покровителей. Музей, который находится в ста метрах от производственных цехов, был открыт 18 сентября 2008 года. Назвать его музеем в классическом смысле язык не поворачивается. Во-первых, помещения просторны и светлы, отделаны в стиле хай-тек. Во-вторых, здание представляет из себя стилизованный под потешный дом корпус, напоминающий по форме полумесяц.
Поражает с порога и то, что экскурсионные группы приходят не раз в полдня, а каждые 20 минут. Работники музея рассказали, что экскурсии расписаны чуть ли не на полгода вперед. Если учесть еще и график культурных мероприятий, то «Клинское подворье» работает круглогодично с раннего утра и до вечера. От других музеев его отличает присутствие магазина и большое количество специальных устройств для людей с ограниченными возможностями. Но об этом чуть позже. Пойдёмте уже на экскурсию?
Стеклянные чудеса

Все начинается с небольшого голландского зала. Тут нет стеклянных игрушек, зато стоит ёлка, украшенная яблоками и шишками. Голландским зал называется так потому, что речь тут идет о «новомодном» в 1700-х годах празднике. Тут и про Петра I, и про Меньшикова. Но не про знаменитого сподвижника царя Александра Даниловича, а про его правнука, который в середине XIX века под Клином и организовал стекольное производство.

 

В следующем зале вам расскажут о быте тех самых крестьян, которые работали «на стекле». Первые игрушки и гирлянды были бесцветными, но от этого не становились менее милыми и теплыми. А вот с третьей комнаты в музее начинаются настоящие чудеса. Заходишь в нее, и складывается такое впечатление, что ты оказался 31 декабря 1955 года в каком-нибудь Доме пионеров. Ёлки, Деды Морозы в белых и синих шубах, звезды и бусы из стекляруса, картонные раскрашенные игрушки, последние экземпляры которых я видел, будучи еще совсем маленьким, у себя дома, а не под музейным стеклом. Тут стекла мало. В основном игрушки выполнены из папье-маше, ваты и других подручных материалов. В стране Советов после войны большая часть сил шла на восстановление страны.

 

Растущий восторг приобретает немыслимые размеры в следующих двух залах. Особенно интересно маленький детям. К большому сожалению, фотографировать в этих помещениях нельзя. Ничего секретного там нет, просто вспышки фотокамер и звуки затворов отвлекают от работы, которую нужно выполнять без ошибок.

 

Две комнаты представляли из себя мини-цех фабрики. Две женщины в первой комнате выдували из стекла шары и игрушки в форме грибочков. У них это получалось настолько быстро и ловко, что многие просто не успевали уследить за их действиями. На самом деле, выдувать из стекла фигуры лишь кажется простым занятием. Дуть нужно с особым давлением, держа стекло над газовой горелкой. В комнате стоит такой шум от вытяжек, что посетители смотрят на работниц фабрики из-за пластиковых стеклопакетов с тройным профилем. Но если ошибку на выдувке еще можно исправить, переслав брак в плавильную печь, то игрушка с испорченным рисунком выбрасывается.

Именно в цех покраски мы и переходим. Работницы фабрики разрисовывают готовые шарики в соседней комнате. Сказать, что я был поражен, — не сказать ничего. С открытым ртом несколько минут я рассматривал, как быстрыми и лёгкими движениями специальной кистью одинаково и ровно наносится надпись «С Новым годом». Двухсекундная обсыпка крошкой из фольги — и готовый шарик отправляется сушиться на специальный поддон. Действия сотрудниц (а на фабрике подавляющее большинство работниц — женщины) отточены и заучены до автоматизма. Мы увидели лишь самые простые циклы. А ведь художницы выполняют на шариках диаметром от 5 до 15 сантиметров настоящие шедевры.

Казалось бы, чем еще можно удивить посетителя музей после этого? Но в каждом из последующих четырех залов нам рассказывают об истории развития завода «Ёлочка». От самых первых советских стеклянных образцов и до ёлочек, полностью сделанных из стеклянных украшений руками клинских мастериц. Каждый зал представлен в интерьере того или иного периода нашей истории.

 

А заканчивается экспозиция в главном зале, где к потолку взмывает 20-метровая искусственная пушистая ель, сплошь завешанная игрушками. Оформлена она в красно-оранжевых тонах. Лично я долго радовался, когда нашёл на ветках матрёшек.

 

Ну а дальше музей переходит в магазин и кафе. Все сделано грамотно и с расчетом на то, что ошарашенные всей красотой посетители ринутся за покупками и перекусить. Не поверите, но так и происходит. Люди, насмотревшись на чудеса в залах, хотят себе такое же дома. Стоит стеклянная игрушка, конечно, дороже целого набора пластмассовых. Но ведь так приятно держать в руках стекло, согретое и расписанное руками людей, а не машиной.

 

Туристу на заметку

Название: «Клинское подворье».

Где находится: Клин, ул. Староямская, д. 4.

Как проехать: от Ленинградского вокзала в Москве до станции «Клин». Оттуда на автобусах 1, 2, 6, 7, 13 до ост. «Староямская улица».

Что внутри: 12 залов с ёлочными игрушками, два производственных цеха.

Сервис: магазин, кафе.

One comment

  • 29 декабря 2014 года побывали на «Ёлочке». Действительно, есть что посмотреть, нам даже хотелось не так быстро перебегать из зала в зал. В «крестьянском» зале послушали исполнительницу фольклорных песен (она по нашей просьбе спела побольше, почувствовав живой интерес). 10-метровая ёлка в зале Снежной Королевы — это нечто! Она в кадр не входит, хотя мы отошли к самой стене. Небольшая игровая программа с детьми тоже хорошая, хотя дети готовы были поиграть еще. В магазине много любопытных игрушек, все купили себе и в подарок. «Ёлочке» — процветания! Не всё у них гладко, вот и корпус один продали. Но красивей стеклянных, расписанных вручную игрушек ничего нет и, думаю, не будет. «Хрупкое чудо» — точнее не скажешь. Сейчас они висят на нашей ёлке и радуют глаз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*