По России на мотоцикле

Кавказ

В июне 2010 года вольные путешественники Наташа и Игорь Холоповы совершили трехнедельное колесное путешествие по Кавказу. Почему надо ехать на мотоцикле и отчего в июне ехать не надо, рассказывает Игорь Холопов.

Текст: Галина Ахсахалян, фото из архива Игоря Холопова

Колесное путешествие

Колесные путешествия для себя мы выбрали давно. Когда-то это был велосипед. Но с велосипедом не успеваешь всего увидеть, потому что не проедешь больше 40-60 км в день. И мы выбрали мотоцикл.

Мотоциклы стали другими, это да. Мощные здоровые мотоциклы, на которых легко и хорошо ездить. У нас туристический эндуро, «Хонда TRANSALP» (покоритель Альп), где поймана золотая середина. Он плох на скользком бездорожье и не выстреливает, как снаряд, на прекрасном шоссе. Но для России это исключительный мотоцикл. Огромные колеса, огромные хода подвесок, неспешная комфортная езда, «камазовская» посадка.

Каждый год владельцы «Хонд» созваниваются и пьют за основателя компании «Хонда» Соичиро Хонда в день его рождения. Мы любим «Хонду», потому что это гениальная надежность. С нашими мотоциклами привыкаешь таскать с собой 8-10 кг запчастей и ключей. Пересаживаешься на «японца», а он едет и едет. Мы обнаглели до того, что ничего с собой не берем.

При слове «мотоцикл» все почему-то вспоминают дождь. А их не так много (вспомните лето 2010-го). Аэродинамика лобового стекла мотоцикла такова, что, если держать скорость 80-90 км/час, дождь тебя огибает и обваливается сзади за пассажиром. И у нас есть спецснаряжение: куртка, штаны. Правда, куртка стоит 12 тысяч. Но она работает! В туризме 75% успеха зависит от снаряжения.

Плюсы и минусы мотоцикла

В путешествии на мотоцикле много плюсов. Во-первых, это свобода. Это молодость! Совершенно другие ощущения, особенно на природе, в горах. В это трудно поверить, но мне легче дается езда именно на мотоцикле. На авто через 600-800 км буквально вываливаешься из душного салона. На байке ты всегда бодр. Динамика разгона, обгоны за 5-6 секунд, «безобидный слалом» в многокилометровых пробках… Можно проникнуть туда, где нет дороги. Мы едем, пока не стемнеет, останавливаемся в гостинице. Давно отказались от ночевки в палатке – едешь и не думаешь ни о чем, и скорость больше.

Часто приходится сожалеть, что современные водители не прошли школу мотоцикла. И дело даже не в том, что они тебя не считают за водителя, а в том, что страха не ведают. Самое обидное, что они так и не научились ездить, слова «такт», «порядочность» им неведомы. Не всем, но большинству, поверьте мне. Исключение – профессионалы-дальнобойщики.

Мотоциклисты всегда – рыцари дорог. В Подмосковье дорога сложная, наши водители не церемонятся и зажимают частенько. Мы, двухколесники, очень уязвимы. Здесь понты, и все зависит не от твоего умения рулить, а от того, на чем ты едешь. Чем дальше от Москвы, тем проще, езда становится более предсказуемой.

Но особую опасность представляют не пьяные водители, а то, что пассажира на скоростях выше ста постепенно укачивает, и он засыпает. Иду на обгон, делаю вираж и чувствую, что вместо Наташи у меня там куль какой-то. Тогда один выход – остановиться и поспать. Но тут, конечно, весь сон проходит. Кто-то семечки грызет на ходу, но укачивает все равно. Авария на таких скоростях будет страшной. Поэтому мы не «убиваемся», едем 300-400 км в день.

Подготовка

Без всякого сомнения, кроме подготовки техники, мы буквально по крупицам собираем материал по региону, который собираемся посетить. «Баранами» ездить неинтересно. Интернет, СМИ, советские путеводители – годится все. Вместо восьми кг запчастей у нас теперь папка с путеводителями. Любого гида за пояс заткнем, едем – все видим, все понимаем…

Вольные путешествия – это наука. У нас есть наработки, маленькие уловки – как сделать путешествие дешевле и чуть комфортнее. Еще в период подготовки мы думаем: ага, большой город, как бы его посмотреть. За рулем увидеть город невозможно. Да и не пойдешь ты по городу в сапогах и снаряге.

Мы изобрели такой способ: отмечаем радиус вокруг города в районе 30-40 минут езды на общественном транспорте. Выбираем самое транспортнообильное направление, где часто ходят поезда (автобусы), и останавливаемся за городом, где цены в десятки раз ниже. В частном секторе вообще идеально. Мотоцикл оставляем там, где живем. Смотрим город, в зависимости от значимости, 1-3 дня, потом едем дальше.

Сел и поехал

Очень часто в путешествиях, да и в быту приходится слышать всяческие «страшилки» о проблемах в дороге – ГАИ, бензин, резина, запчасти, аборигены и т.д. Дороги бояться не надо. Везде живут нормальные люди. Веди себя нормально – и все будет хорошо! Прискорбно, когда владелец новенькой иномарки, как героический подвиг, весь год описывает путешествие на Плещеево озеро.

Древние говорили: «Дорогу осилит идущий»; русская пословица гласит: «Сидя на берегу, плавать не научишься». Еще раз – дороги бояться не надо. Сел и поехал. И не комплексуй, что у тебя ушатанная «девятина». Мы плохо знаем отечественные машины и их возможности.

Маршрут и мошка

Дорога М6, которая ведет в Волгоград, выплевывает тебя на Каширке. По М4, на Краснодар, ехать не надо, это гудящий улей. А М6 – спокойная хорошая дорога. Ее построили пленные фашисты в 1946 году, и с тех пор, по преданию, не ремонтировали. Хотя дорога узкая, на ней не устаешь. По всему маршруту есть где остановиться, заправиться. Тупой прогон всего один, он весит тысячу километров: Кашира – Волгоград. Смотреть там нечего.

На участке Волгоград – Астрахань планировалось поедание ценных пород рыб. Потом заехать через Дагестан в Грозный, посмотреть новую мечеть, самую большую в Европе. Владикавказ, Нальчик, Пятигорск, Черкесск, Майкоп, Краснодар, Ростов – и домой. Получается кольцо, классический маршрут, начало и конец дома. Чем хорошо кольцо – его можно свернуть в любой момент и уйти домой. Есть у тебя время, настроение – можно месяц кататься.

К сожалению, на участке, где должна была стрястись рыбная программа, на нас напала мошка. Дело в том, что мы всегда путешествуем осенью. А тут поехали в июне. Чтобы люди не напоролись на те же грабли: в июне ездить не надо. Местные про это знают. Все турбазы для рыболовов-охотников были пустые. Мертвый сезон. Продавщица фруктов в Цаган-Амане была одета так: камуфляжный костюм, сапоги, накомарник. В накомарниках были все, включая детей. Они к этому привыкли, как к восходу солнца. Нам говорили: что вы так торопитесь? Неделя-полторы, и всё кончится! Но у Наташи случилась истерика, уши распухли так, что шлем не надевался. И мы поехали в Элисту, спустились до Ставрополя, а потом во Владикавказ.

Отъехали 150 км, Наташа осторожно снимает шлем, а мошки нет! Дорога пустынная, аж на уши давит. И вдруг цикады вступили одновременно. В машине этого не услышишь.

К огромному сожалению, из-за гнусных насекомых мы не заехали в Чечню. Грозный стал красивейшим городом, и безопасность, которую гарантирует Кадыров приезжим, – это реальная безопасность, он человек слова. Чечня, Дагестан – там клановые разборки, нас они не касаются, просто не надо в это лезть. Вы приехали горы посмотреть, смотрите на горы.

Элиста

Люди, которые убоятся Дагестана и Чечни, наверняка поедут через Элисту. Прекрасный лубочный город, новоделы кругом. Отличные дороги, бутафорские менты, никто не щучит, не плющит. Гостиниц полно, но они дороговаты. Республика небогатая, но – самый большой в Европе дацан (буддийский храм), шахматы под открытым небом, цветомузыкальный фонтан, Остап Бендер, к которому приезжают все брачующиеся. При чем тут Бендер, спрашивается? Две страницы в «Золотом теленке» посвящены шахматам, а Элиста – город шахмат, экс-президент Калмыкии Илюмжинов – шахматист, президент ФИДЕ (Международной шахматной федерации).

В Калмыкии исповедуют буддизм. Буддизм – одна из самых легких религий. Стоят барабаны, внутри каждого барабана находится пергамент с написанной молитвой. Крутнул барабан – считай, прочитал молитву. Крутнул второй – прочитал вторую. Дацан производит впечатление, но все как будто понарошку. В Шаолине, Улан-Баторе чувствуется древность.

Путешествовать лучше всего с мая по октябрь. Но если вы собираетесь в горы, майские праздники не подходят, потому что все перевалы завалены снегом. По равнине прокатиться можно, будет тепло, только в море не искупаетесь. Увидите цветущие рододендроны, можно зацепить Краснодар, Адыгею.

Советы от Холопова

  1. Это одно из самых дешевых путешествий, которое можно совершить, никому не кланяясь. Нам оно обошлось в 1000 долларов. Не надо виз, загранпаспортов. Это Россия, более того – благодатная климатическая зона.
  2. Чтобы найти дешевое жилье, лучше всего обратиться к таксистам. Дать 50 рублей сверху, и вас отвезут куда нужно.
  3. На Кавказе любят дорожные грамоты. Запаситесь рекомендательными письмами со множеством печатей.
  4. За редким исключением (высокогорье), в это путешествие можно отправиться и на машине. Дороги приличные, полный привод не нужен.
  5. На трассе инфраструктура развита, ночлег есть, цены приемлемые, появилось много частных гостиниц. Есть интересные реки, где можно встать с палаткой. Проблем с питанием в пути тоже не будет.
  6. На М6 ГИБДД не свирепствует, засад в кустах не устраивает и появляется эпизодически, на развязках. Передвижение ненапряженное, поток машин невелик.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*