Дальний Восток вдоль и поперёк. Владивостокская крепость

SONY DSC

Путешествия в октябре прекрасны, особенно если уезжаешь туда, где золотая осень в самом разгаре. Мы с АС только что вернулись из небольшого путешествия по Кавказу, где было много отдыха и не так много активностей, но всё равно есть что рассказать. Об этой поездке чуть позже, а пока продолжу отдавать долги прошлого года. Про Китай в октябре 2013-го я всё рассказала, после Китая мы снова вернулись во Владивосток.

Текст: Мария Бахирева, фото автора

В один из дней мы побывали в двух интересных местах, которые находятся рядом друг с другом, но абсолютно разные по содержанию. Речь об океанариуме и Владивостокской крепости. Первым делом мы зашли посмотреть на рыб, но расскажу я вначале о крепости — так нелогично сложился текст.

Вообще Владивостокская крепость — это не одно сооружение, а целый комплекс. Он создавался на рубеже 19 и 20 веков исключительно русскими инженерами, строителями, солдатами и саперами. Сам город получил статус крепости в 1889 году, строительство крепости прекратилось к 1917-му.

Уроки, которые преподала сдача Порт-Артура в 1904 году, были учтены при строительстве оборонительных сооружений, и крепость во Владивостоке стала одной из самых мощных приморских крепостей мира: на момент постройки она насчитывала около 50 береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, 16 фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, множество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами и подземными кабелями связи. Крепостные сооружения строили по последнему слову фортификационной науки того времени. Всего через несколько лет после возведения крепости началась Первая мировая война, и, наверное, хорошо, что эти события произошли именно в таком порядке, а не наоборот, хотя полностью крепость достроить всё равно не успели.

К сожалению, мы не попали на Ворошиловскую батарею на острове Русском — на всё не хватило времени. Но те, кто был в Севастополе на 35 батарее, могут представить себе масштабы. Собственно, таких батарей в России только две и есть — как раз во Владивостоке и Севастополе. Батарея состоит из двух башен, под каждой из которых расположены подземные жилые и технические помещения, склады боезапаса — всё это занимает три этажа. Мне, конечно, жаль, что мы не посмотрели всё это своими глазами, но, с другой стороны, совсем недавно мне снился сон, что я снова на неделю во Владивостоке — есть повод вернуться.

Остров Русский хоть и стал более доступен с появлением нового моста, но всё же это не центр города. А вот музей «Владивостокская крепость» работает в одном из фортов в центре Владивостока — мимо не пройдешь. В полдень выстрел из орудия крепости напоминает, что мы в городе воинской славы.

В музее расположены экспозиции, рассказывающие об истории фортификации и артиллерии, об истории самого Владивостока и Приморского края. Из крепости открывается прекрасный вид на Амурский залив и город. Все орудия, которые стоят на улице, можно трогать, крутить там ручки, забираться наверх и чувствовать себя защитником Владивостокской крепости. Закрыть глаза и ощутить дыхание времени и истории, которая будет всегда, а ты пройдешь сквозь неё песчинкой, как уже прошли тысячи и тысячи людей.

Вообще в путешествиях интересно то, что они обязательно пополняют багаж твоих знаний. С удовольствием уже по возвращении домой читала об истории Владивостокской крепости — этапы строительства, проектная мощность, люди, которые трудились на этой грандиозной стройке. Всю информацию можно найти, например, в Википедии, а мне особенно понравился следующий факт.

За каждым строящимся фортом был закреплён военный инженер-строитель. Общее руководство возведением оборонительной линии осуществлял талантливый военный инженер Алексей Петрович Шошин. Активный период строительства длился с 1910 по 1914 годы. Согласно приказу, все сооружения крепости Владивостока должны быть построены качественно, добротно, эстетично и красиво. Вчитайтесь в выдержку из приказа Шошина, датированную маем 1913 года:
«1. Все без исключения сооружения, кроме прочности и устойчивости должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны.
2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Всё до последней мелочи должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто».

Многим современным постройкам явно не хватает своего Шошина.

Всего же на строительство комплекса оборонительных сооружений во Владивостоке было выделено 98 миллиардов рублей золотом — огромная сумма по тем временам. Так что баснословные деньги на грандиозные проекты — это примета не только нашего времени.

Адрес: Владивосток, ул. Батарейная, 4а, на набережной у океанариума.
Часы работы: с 10:00 до 18:00 (зимой до 17:00), без выходных.
Стоимость билета: 150 рублей.

4 comments

  • Subterranean

    господи, ну и хренота! Кто вам это всё рассказывал, неужели Полозиха? Ну читать же невозможно — ололо на ололе да ололой погоняет.

  • Маша Бахирева

    Я не знаю, кто это. Жаль, что вас с нами не было — возможно, тогда бы текст был лучше.

  • Анна Морозова

    Интересный рассказ! Я никогда не была во Владивостоке, скорее всего, туда и не доеду.(((

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*